Разработан экспресс-тест для выявления признаков аутизма у детей


Пазлы аутизмаЧто такое аутизм? Об этом состоянии мы знаем больше мифов, чем фактов. «Человек дождя», «Я – Сэм», «Форрест Гамп» и еще множество гениальных фильмов и книг посвящено расстройству. На постсоветском пространстве само слово «аутизм» до сих пор не совсем понятно тем, кто не сталкивается с этим явлением.

Все знают, что растет число «таких» детей, а каких – таких, непонятно. Кто такие аутисты? Опасные сумасшедшие, умственно отсталые, гении или просто другие люди? А может быть, каждый из нас немного аутист? На этот вопрос могут ответить тесты на аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС) у детей, подростков и взрослых.

Диагностика раннего детского аутизма (синдром Каннера)

Для выявления классического аутизма Каннера применяют ряд методик, разработанных и апробированных преимущественно в зарубежных странах и используемых в научно-экспериментальных исследованиях.

Методики диагностики:

  • ADOS, шкала наблюдений для диагностики;
  • Поведенческий опросник ABC;
  • ADI-R, адаптированный вариант опроса для диагностики;
  • Шкала рейтинга РДА CARS.
  • Шкала наблюдения ADOS-G — общий вариант.

При постановке диагноза в таком случае используются данные анамнеза, результаты динамического наблюдения за ребенком, соответствие проявлений заболевания основным диагностическим признакам:

  • Качественные патологии социального взаимодействия – неспособность к установлению общественных связей с окружающими, неумение моделировать поведение в соответствии с социальной ситуацией.
  • Качественные коммуникативные аномалии – трудности установления эмоционального контакта и отсутствие спонтанной речи, неспособность вступать в диалог и поддерживать беседу, затруднения в дифференциации живых объектов и неодушевленных предметов.
  • Повторяющееся поведение, стереотипии – ребенок поглощен однообразными интересами и увлечениями, привержен специфическим ритуалам в поведении.

Для классического синдрома данной болезни характерно проявление клинической картины патологии в раннем возрасте — до 3 лет. С возрастом проявляются дополнительные симптомы:

  • психопатологические феномены — как страхи и фобии, иногда ничем не объяснимые и алогичные;
  • выраженная агрессия и аутоагрессия;
  • нарушения процесса сна и приёма пищи;
  • излишняя возбудимость.

Необходимый информационный минимум

Согласно современному определению, аутизм – это расстройство социального взаимодействия. Раньше определения были другими, а диагнозы были конкретнее. Сейчас все они объединены в расстройства аутистического спектра (РАС), и в результате в одной категории оказались как люди, которым с огромным трудом, но удалось добиться социализации, так и люди с тяжелой инвалидностью, совсем не такой интересной, как показывают в кино.

Из-за изменения терминологии значительно выросло количество детей с диагнозом «аутизм». Но до 1988 года такой диагноз в принципе считался тяжелым и связанным со снижением интеллекта. Современная наука знает, что это не так. В этом и проблема взрослых аутистов, которые смогли социализироваться: внешне они могут выглядеть обычными, чуть замкнутыми, но общение дается им с огромным трудом.

То, что для обычных людей просто, как дышать, для людей с аутизмом требует обдумывания каждого слова и жеста. Как начать разговор? Что делать, если возникла пауза? Как заговорить с незнакомцем, даже если это продавец в магазине? Как понять, чего от меня хотят другие? Каждый из этих вопросов требует от аутичного человека серьёзной работы. Как же понять, в чем источник проблем? Существуют некоторые критерии, общие для всех расстройств аутистического спектра. Это:

  • выраженные сложности в коммуникации, отсутствие интереса к общению с другими людьми;
  • неумение понимать настроение и намерения других людей по их мимике, жестам (отсутствие эмпатии);
  • склонность к распорядку, ритуалам, в некоторых случаях – к навязчивым движениям;
  • глубокий интерес к отдельным узким темам.

В остальном РАС очень разнообразны. Только некоторые из его форм врачи единогласно считают заболеванием, в основном же это – особенности развития нервной системы.

Современное общество не умеет взаимодействовать с особенными людьми. И проблема аутистов решается в первую очередь социально, а не препаратами: их порой не от чего лечить.

Признаки аутизма

I. Речь/Язык/Коммуникативные навыки

1. Знает собственное имя: 2. Реагирует на ‘нет’ или ‘стоп’:
3. Может выполнять некоторые команды: 4. Может сказать одно слово:
5. Может сказать 2 слова подряд: 6. Может сказать 3 слова подряд:
7. Знает 10 или больше слов: 8. Использует в речи предложения из 4 и более слов:
9. Объясняет, что он/она хочет: 10. Задает осмысленные вопросы:
11. Речь чаще всего осмысленна/логична: 12. Часто использует предложения, выстроен-ные в логической последовательности:
13. Поддерживает разговор: 14. Имеет нормальные коммуникативные навыки для своего возраста:

Самые ранние признаки заболевания

Признаки аутизма у ребенка

Обычно первые признаки аутизма выявляются к возрасту 2 лет. До этого возраста любые отклонения от нормы могут сгладиться и измениться в лучшую сторону. Но в 2 года малыш должен обладать самыми простыми навыками и понимать речь взрослого. Об этом можно судить по его ответным реакциям.

Давайте попробуем отметить все отклонения в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

  • Ребенок не хочет смотреть вам в глаза.
  • Говоря о себе, употребляет 2 или 3-е лицо.
  • Постоянно повторяет одни и те же слова.
  • Начал говорить, но отмечено постепенное пропадание речи.
  • Отмечено мычание.
  • Отсутствие интереса к играм.
  • Отчуждение от ровесников.
  • Игнорирование родителей.
  • Постоянно трясет головой и качается.
  • Встает на носки.
  • Обгрызает пальцы и руки.
  • Агрессивен и истеричен.
  • Ударяет себя по лицу.
  • Незнакомые люди вызывают у него страх.
  • Боится звуков, вздрагивает от них.

Следует отметить, что если вы замечаете у своего ребенка некоторые из этих признаков, то это вовсе не означает обязательное наличие аутизма. Но все-таки обратите на ребенка внимание и покажите его специалисту.

Многие родители интересуются, как определить аутизм у ребенка самим. Существует небольшой диагностический тест в основу которого легли три вопроса:

  • Предпочитает ли ваш ребенок смотреть в одну точку, даже если вы пытаетесь показать ему что-то интересное?
  • Указывает ли ваш малыш на какой-то предмет не с целью его получения, а для того чтобы, разделить с вами интерес к нему?
  • Любит ли он играть с игрушками, повторяя жесты и реплики взрослых?

Если на все три вопроса вы отвечаете отрицательно, то это серьезный повод для подозрений. Если же вы ответили положительно, то, скорее всего, вы имеете дело с обычным отставанием в развитии речи, но никак не с аутизмом. Существует и американская практика выявления аутизма у детей. В США такое тестирование на аутизм проводится до 15 лет. Оно получило название «Проверка на аутизм для малышей».

Первая часть теста.

  • Любит ли ваш ребенок сидеть на коленях или находиться на руках.
  • Насколько он увлечен играми.
  • Вступает ли в контакт с другими детьми.
  • Происходит ли имитация действий в игре.
  • Указывает ли он на предмет указательным пальцем.
  • Приносит ли какой-то предмет для того, чтобы показать родителям.

Вторая часть теста.

  • Укажите ребенку на предмет указательным пальцем и внимательно следите за его реакцией. Взор малыша не должен остановиться на вашем пальце. Ребенок должен взглянуть на предмет.
  • Пронаблюдайте, смотрит ли ваш малыш вам в глаза.
  • Попросите ребенка приготовить вам чай в игрушечной посуде. Насколько данное занятие вызвало в нем интерес.
  • Дайте малышу кубики и попросите построить башню.

Если при большинстве заданий вы получите отрицательный результат, то уровень аутизма оказывается достаточно высоким.

Существует ряд интересных тестов по картинкам.

Скрининговые тесты

В качестве дополнительного метода классификации данного недуга можно применять группу скрининговых тестов, выявляющих наличие аутичных проявлений у взрослого или ребенка. Скрининговые тесты не являются основанием для утверждения окончательного диагноза, но способны сделать более объективной диагностику в домашних условиях и предоставить действенный повод для обращения к врачу-специалисту.

  • Шкала Саймона Барон-Коган (коэффициент AQ) для определения аутичных симптомов у взрослых людей — включает в себя 50 вопросов. При значении AQ >= 26 — уровень аутических черт повышен, AQ >=32 свидетельствует о высокой вероятности заболевания аутизмом.
  • Тесты, направленные на изучение познавательных особенностей, выявляют качества мышления, способности контролировать поведение и умение реагировать на эмоции окружающих.
  • Тесты, предназначенные для выявления вторичных сопутствующих расстройств при синдроме Аспергера.
  • M-CHAT, модифицированный тест для детей раннего возраста, заполняется родителями.
  • Шкала C.A.R.S. — достаточно широко используемый инструмент при определении аутических черт. Данная шкала основывается на клинических наблюдениях за поведением ребёнка и может служить методом первичного скрининга симптомов заболевания. Тест предназначен для исследования детей в возрасте от двух до четырех лет.
  • Тест ASSQ для диагностики детей и подростков от 6 до 16 лет.

Диагностика аутизма у взрослого человека

Для выявления признаков рассматриваемого недуга у взрослых можно использовать метод наблюдения. О возможном диагнозе может говорить проявление следующих признаков:

  • избегание зрительного контакта, отсутствие или слабая, невыразительная мимика и жестикуляция;
  • монотонная, невыразительная речь, ограниченный словарный запас;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей;
  • невозможность выразить собственные эмоции и чувства, сложность в выражении и понимании абстрактных понятий;
  • непонимание, либо игнорирование элементарных правил общения;
  • отсутствие инициативы в беседе, неумение вести диалог;
  • приверженность стереотипам, однотипным монотонным действиям и ритуалам, зачастую не несущим определенного смысла;
  • острая реакция на малейшую перемену в жизни или ближайшем окружении.

Также актуально использовать тест под названием «Reading the Mind in the Eyes», цель которого заключается в обнаружении снижения понимания у взрослого человека с нормальным уровнем интеллекта.

Методика определяет уровень возможности испытуемого ставить себя на место оппонента и настраиваться на его психическое состояние. Тест состоит из 36 фотографий пар глаз, отображающих различные эмоции. Имея ограниченное количество данных (взгляд и область вокруг глаз), испытуемый должен дать информацию о внутреннем состоянии владельца глаз.

При диагностике большое значение имеет точность поставленного диагноза, так как синдром детского аутизма в некоторых своих проявлениях схож с другими нарушениями психического развития: ряд генетических заболеваний, ДЦП, детская шизофрения и т.д.

Для постановки заключительного диагноза необходимо решение консилиума врачей, включающего в свой состав детского психиатра, врача-невролога, психотерапевта, логопеда-дефектолога, педиатра, специалиста-психолога и других экспертов, деятельность которых направлена на изучение детей с особыми потребностями.

Рассмотренные в данной статье тесты могут быть использованы лишь для подтверждения подозрений, а не для постановки окончательного диагноза.

Определение заболевания предполагает опрос родителей и родственников ребенка, актуальна организация наблюдений за испытуемым в условиях разных бытовых ситуаций. Осмотр ребенка и наблюдение за ним должны проводиться в привычных для него условиях, в противном случае диагностическая картина может быть искажена из-за избыточного стресса.

На сегодняшний день еще не открыт способ полного преодоления этого сложного нарушения, но своевременно начатая комплексная лечебно-коррекционная и реабилитационная работа способны помочь ребенку частично снизить негативную симптоматику и достичь в ряде случаев приемлемой социальной адаптации.

II. Социализация

1. Кажется, что находится в раковине – вы не можете достучаться до него/нее: 2. Игнорирует других людей:
3. Практически не обращает внимание, если к нему/к ней обращаются: 4. Не склонен к совместной деятельности:
5. Зрительный контакт отсутствует: 6. Предпочитает оставаться в одиночестве:
7. Не проявляет привязанности: 8. Не здоровается с родителями:
9. Избегает контактов с окружающими: 10. Имитация отсутствует:
11. Не любит прикосновений/объятий: 12. Не делится, указательный жест отсутствует:
13. Не машет рукой `до свидания`: 14. Непослушный/непокладистый:
15. Испытывает приступы гнева, раздражительности: 16. Недостаток друзей/нет компании:
17. Редко улыбается: 18. Не понимает чувств других людей:
19. Безразличен, если ему выражают симпатию: 20. Не реагирует на уход родителей:

III. Сенсорные навыки/Познавательные способности

1. Откликается на собственное имя: 2. Реагирует на похвалу:
3. Смотрит на людей и животных: 4. Смотрит на картинки (и телевизор):
5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить: 6. Правильно играет с игрушками:
7. Выражение лица соответствует ситуации: 8. Понимает происходящее на телеэкране:
9. Понимает объяснения: 10. Осознает окружающую среду:
11. Осознает опасность: 12. Проявляет воображение:
13. Проявляет инициативу: 14. Умеет самостоятельно одеваться:
15. Проявляет любопытство, заинтересованность: 16. Смелый — исследует окружающее:
17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя: 18. Смотрит туда, куда смотрят другие:

IV. Здоровье/Физическое развитие/Поведение

1. Ночное недержание мочи: 2. Мочится в штаны/памперсы:
3. Какает в штаны/памперсы: 4. Поносы:
5. Запоры: 6. Проблемы со сном:
7. Ест слишком много/слишком мало: 8. Ест очень ограниченный набор продуктов:
9. Гиперактивность: 10. Аппатия:
11. Бьет или ранит сам себя: 12. Бьет или ранит сам других:
13. Ломает и разбрасывает все вокруг: 14. Чувствительность к звукам:
15. Тревожность/страх: 16. Подавленность/слезы:
17. Припадки: 18. Навязчивая речь:
19. Неизменный порядок действий: 20. Вопли и крики:
21. Потребность в однообразии: 22. Постоянная возбужденность:
23. Нечувствительность к боли: 24. Концентрация на определенных предметах/темах:
25. Повторяющиеся движения:

Оцениваем результаты

10-15 не аутичный ребенок, полностью нормальный, хорошо развитый ребенок
16–30 не аутичный ребенок, небольшие отклонения в сторону задержки развития
31-40 мягкая или умеренная степень аутизма
41-60 средняя степень аутизма
61 и выше тяжелый аутизм

Тест АТЕК — это не диагностический тест

Он служит для оценки динамики лечения или терапии.
Данный тест не предназначен для подтверждения диагноза аутизм.
Чтобы поставить точно диагноз обратитесь к специалистам.

Узнайте больше о программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум
План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами.
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.